Помните тот момент, когда на наших экранах появились смешные такие люди с длинными носами? Относиться к ним мы могли как угодно, но не заметить их существования было невозможно. А прошло-то с того момента 10 лет…
«Газета…» встретилась с главным из «долгоносиков» — Виктором Андриенко.
«Вперед ногами у безсмертя»
Началось это все в 96-м, когда Валентин Опалев — будущий продюсер «Долгоносиков» и, по совместительству, исполнитель роли Доктора Ватсона — решил сделать на УТ-2 какое-нибудь юмористическое шоу. Обратился к двум Викторам — актеру Андриенко, впоследствии главному «долгоносику», и режиссеру Приходько (тому самому, который впоследствии возглавил киностудию им. Довженко, а год назад, из-за конфликта с Оксаной Билозир, ее покинул).
«Шоу украинское? Значит, и название должно быть украинским, — рассудил Приходько. — Будет „Шоу… Шоу довгоносиків“!„
“Долгоносики» же, по логике вещей, должны были быть носатыми. Благо, у Андриенко был давний друг Дмитрий Тупчий — личность в узких кругах широко известная и легендарная: многие фокусники и телевизионщики без его реквизита просто не работают. Дима из револьтекса — материала для хирургических перчаток — соорудил носы и остальную машинерию «долгоносиков»: дубинки, чайники и прочие «прибамбасы», которыми можно было бить и не убивать. (О носах, кстати, сразу сочинили шутки: мол, спонсор передачи — израильское посольство.)
Сделать-то носы сделали, и даже придумали, что прикрепить их нужно к Шерлоку Холмсу — Андриенко и Доктору Ватсону — Опалеву. Сняли с Холмсом и Ватсоном около десяти передач, но что со всем этим делать — никто не знал. До тех пор, пока Валентин Опалев на правах продюсера не изрек свое веское слово:
- Значит так: я тут думал — думал, и придумал: на 18 мая ставлю премьеру. С УТ-2 уже договорился.
- Как — 18 мая? Это ж через месяц! — обеспокоились коллеги.
- А меня не колышет. Контракт я уже подписал.
Тогда, по словам Андриенко, «пришлось сделать сальто-мортале», и 18 мая 1996 года впервые выйти в эфир. Или, как выразился Георгий Конн: «Вперед ногами піти у безсмертя».
У бреда был автор
Георгия Конна, легендарного автора, писавшего, помимо «Долгоносиков», сценарии для «Проснись и пой», «Доброе утро, страна», «Утро с Киркоровым» и т. д., в шоу привел Андриенко.
- Все думали, что я напиваюсь или «укалываюсь», а потом начинаю нести весь этот бред, — вспоминает Андриенко. — На самом деле у бреда был автор. Хотя, вообще-то, на 80% шоу было импровизацией.
- Просто запомнить всю эту галиматью было невозможно, — без обиды объясняет Конн. — Но то, что менялось, менялось не в худшую сторону. Витя — вообще мастер импровизации, и работалось мне с ребятами изумительно. Как говорил похоронных дел мастер Безинчук: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Вот у нас так и было. Мы друг друга подзаряжали, и я никогда не сидел сам с собой наедине и не пытался из себя мучительно что-то выжать.
Актерский состав подобрался большей частью случайно. Вообще-то, изначально предложение «стать долгоносиком» делалось многим профессиональным актерам, в том числе Валерию Чигляеву. Но тому в тот момент было не до того. Тогда труппа как бы сама собой сложилась из непрофессионалов — из актеров в шоу на первых порах были лишь Андриенко да Николай Гудзь — «голос» «Долгоносиков».
Валентин Опалев — Доктор Ватсон — окончил Одесский политехнический институт. Учился, что примечательно, вместе с Юрием Стецьковским («Каламбур») и нынешней суперзвездой Дмитрием Шевченко. Правда, там парни и в КВН играли, и в театре «Пегас», откуда в свое время вышли Жванецкий, Карцев и Ильченко.
Петр Кузнецов — оператор — всю жизнь работал звукорежиссером. В «Долгоносиках» пришлось стать актером.
«Шарика» — маленького Гену Корженко — нашли на вокзале: работал он там. Геннадий в кинопроцесс влился быстро, правда, оказался на редкость скромным: «Не надо мне никакой фамилии, напишите просто: К. Ген». Так и написали.
Еще один «малыш» — Вася Бендас — пришел в шоу на смену Гене: «Шарик» увольнялся, чтобы стать директором казино. Вася на тот момент окончил театральный институт, успел поработать в Театре им. Леси Украинки и ТЮЗе, откуда его в «Долгоносики» и позвали. Позднее, когда у Гены с казино не сложилось, они с Бендасом стали друг друга дополнять. И, по словам Андриенко, он рад, что жизненную проблему Гены и Васи на шоу смогли сделать их «коньком».
А вот «большого» Александра Петриченко второй режиссер «Долгоносиков» нашел в троллейбусе — просто отметил человека с необычной внешностью и «позвал в кино». Петриченко оказался человеком не только огромной наружности, но и с огромным сердцем — очень добрым, тонким внутри. И стихи писал, с его внешностью абсолютно несопоставимые.
Попозже, чтобы театр не был «шекспировским», пригласили Тамару Яценко.
Критика должна быть…
Без носов «долгоносиков» практически не узнавали. Андриенко повезло один раз: поздно ночью в такси водитель узнал его «по глазам».
А отзывы появились сразу. Ругательные, вроде «Что это за дураки бегают с носами?». Москва тоже ничего не поняла: в «Комсомолке» написали, что шоу нужно было закрыть сразу после открытия.
- К сожалению, их поддержали Олейников и Стоянов — от них я этого не ожидал, — говорит Андриенко. — А мне казалось, мы работаем в одном жанре.
Только ругали в Украине и в России по-разному. Если у нас поносили добродушно: «От дурачки!», то Москва почему-то сразу стала копать: «А по какому, собственно, поводу анекдот?»
Но «долгоносиков» было не сломить: они — ребята закаленные.
- Все, кто попадал к нам на съемки, в один голос твердили: «Больше к вам не придем.
Не знали, что юмор делается такой кровью».
Декорации сотворяли буквально из ничего: художник-постановщик Петр Корягин то кусок скульптуры где-нибудь на киностудии найдет, то палку, то железяку — ваяли искусство буквально из мусора.
А со знаменитой песней — гимном «долгоносиков» — сперва не знали, что и делать, настолько она была плоха. Но придумали: ускорили в… 5 раз. И заработало!
Снимали шоу в самом большом павильоне Европы — первом «довженковском». Но отапливался он только в советское время. Поэтому в павильоне бывало и -25. Но даже тогда актеры бегали, прыгали, дубасили друг друга, обливались водой, сидели в бочках с разными жидкостями… Хотя сегодня в голосе Андриенко слышится ностальгия:
- Я там выдержал полную Хиросиму, но был счастлив. Два года подряд спал по три часа в сутки, поскольку выпускал еще и передачу «Про кино». Ночью монтировал «Про кино», утром снимался в «Шоу долгоносиков», за которое получал копейки — $50—100, выпуская по 4—5 шоу в месяц. Но деньги для меня были не главным. Этого удовольствия мне не заменит ни одно шоу.
P. S.
Решение закрыть шоу было чисто продюсерским: чтобы «уйти красиво», вовремя.
- Иначе «Долгоносики» превратились бы в ширпотреб, от которого бы всех воротило. Мы просуществовали четыре года — телешоу столько не живут. Я искренне благодарен всем, кто был с нами в нашей семье, в этой спичечной коробке «Долгоносиков». Об одном жалею: не хочет Виктор Приходько пускать на экран ретроспективу «Долгоносиков». А зря: я пересматривал их недавно — все осталось актуальным. На мой взгляд, это классика.
Но астероид «Долгоносиков» все же не исчез бесследно: разлетелся на маленькие метеориты: «Мамаду», «Комедийный квартет», «Хит Фабрика» etc.
Судьба Виктора Приходько известна всем: оставив руководство киностудией, создал за Киевом «Хохливуд» и продюсирует ленты — «Возвращение Мухтара», «Утесов». Гена, «Шарик», нынче у него в замах.
А Александра Петриченко уже четыре года, как нет — на 38-м году жизни подвело его большое сердце. Ушел и голос «Долгоносиков» Николай Гудзь.
Валентин Опалев сейчас продюсирует большие телепроекты — «Исцеление любовью», «Волчица».
А Андриенко снимает комедийный сериал «Весела хата». Георгий Конн, Вася Бендас (по совместительству — вице-президент детского спортклуба), незаменимые Петр Кузнецов и Дмитрий Тупчий остались с ним. |