"В эпоху Instagram красивой картинкой зрителя не удержишь".- Режиссер Владимир Лерт. Автор статьи Мария Кабаций 26 октября в украинский прокат выходит полнометражная кинолента режиссера Владимира Лерта "Мир Вашему дому"!.. Это первая украинская экранизация пьесы "Поминальная молитва" Григория Горина, созданной по мотивам рассказов классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. Легкая и светлая история с трагическими вкраплениями о жизни евреев в украинской деревушке была снята на киностудии в Нежиловичах под Киевом и частично в столичном музее Пирогово. Для съемок команда воссоздала аутентичное жилище реального прототипа молочника Тевье и построила на территории киностудии целую маленькую деревню XIX века. На создание вдохновленной театральной постановкой киноистории о Тевье-Тевеле и его дочерях у Владимира Лерта ушло несколько лет: около двух заняло создание сценария, еще четыре длились съемки, за этим последовало несколько вариантов монтажа. Результат трудов совсем скоро сможет оценить зритель. О новой кинокартине расскажет ее режиссер Владимир Лерт... - Несколько лет назад ваша коллега, режиссер Ева Нейман в своем фильме обратилась к творчеству писателя Шолом-Алейхема. Ее лирическая картина была хорошо встречена на ОМКФ. Как возникла идея снять Мир Вашему дому! и взять за основу именно такой бэкграунд? - Мое путешествие к этому фильму началось с представления Тевье-Тевель с Богданом Ступкой в главной роли. Я приехал в Киев, и Богдан Сильвестрович пригласил меня на юбилейный спектакль, поставленный по пьесе Григория Горина, о существовании которой я, живя в США, не знал. И если вспомнить, с чего все началось: с просмотра этого спектакля, с атмосферы, с ощущения насколько это произведение эмоционально сильно влияет на зрителя. Я сидел в зале и чувствовал, как эта магия присутствует в воздухе. И видел, какими люди заходили на спектакль, и какими выходили, и это были абсолютно разные люди. С чего и началось это долгое путешествие. - В открытых источниках до сих пор можно найти информацию о том, что фильм Мир Вашему дому! снят в 2014 году но Выпустить вы его хотели раньше? - После спектакля я открыл пьесу и решил подумать, может действительно из этого получится неплохое кино. С этого момента начался путь, который обычно очень долог в кино: поиски инвесторов, партнеров, каналов. Многие говорили: "Зачем это старье кому-то нужно, эта мрачная история". "Как же так? Она абсолютно не мрачная, она очень светлая", - отвечал им я. Тогда я понимал, что в пьесе Горина спрятан очень крутой киносценарий. Я позвонил своему другу и педагогу Саше Кузнецову, и предложил ему стать соавтором. В течение двух лет мы занимались трансформацией текста в киносценарий. Это, на самом деле, оказалось очень сложным процессом: переложить на современный киноязык, убрать 60% диалогов, создать актуальный, нескучный для зрителя темпоритм. - В чем, по вашему мнению, сложность и секрет успеха экранизации старинных историй? - Любую историю можно рассказать интересно. И проблема исключительно в нас самих. Ведь, условно, когда Квентин Тарантино снимает историю, которая случилась 100 лет назад, это круто. А когда кто-то из наших снимает историю 100-летней давности, то это фигня и старье, которое никому не нужно. Секрет прост: нужно всего лишь сделать хорошее кино. Ведь каждое десятилетие полностью меняется психология человечества. Сейчас, наверное, даже каждый год. Соответственно, нужно делать то кино, которое держит современного зрителя. Недавно я жаловался своему отцу: в 60-х, как мне кажется, гораздо легче было удержать зрителя красивой картинкой. А сейчас есть Instagram, и красивой картинкой зрителя больше не удержишь. Теперь картинка, сюжет, диалоги, эффекты - все должно работать вместе и одновременно. Должен быть офигенный темпоритм. Мой совет зрителю: никогда не проверяйте свои телефоны в кинотеатрах даже в беззвучном режиме, потому что они загораются в темноте, и все внимание людей в важный момент фильма идет на эти чертовы телефоны. И когда мы монтируем кино, то вынуждены это учитывать: что человек, сидя в кинотеатре, будет проверять свои сообщения. Поэтому должны так подходить к вопросу о захвате зрительского внимания, чтобы ему было вообще неинтересно в свой телефон смотреть, а было интересно поднять голову, открыть глаза и сказать: "Ни фига себе". Такое нужно сейчас делать кино. Потому что все остальные фильмы проваливаются. - То есть сейчас в кинематографе к рассказыванию историй прибавилось еще и удержание внимания? Кто из режиссеров преуспел в этом? - Современная история должна быть рассказана настолько энергично! Посмотрите работы мастеров: это Стивен Спилберг, Квентин Тарантино. Это мастера, они держат своего зрителя. К примеру, Волк с Уолл-Стрит Мартина Скорсезе - потрясающий учебник работы со зрительским вниманием. С приходом интернета пропал дефицит кино. Теперь оно везде: на каждом углу, у каждого в телефоне. Это больше не вызывает такого чуда, как раньше. И теперь, чтобы удержать зрительское внимание, чтобы он потратил два часа своего драгоценного времени, зрителя нужно уговаривать. Ведь кино настолько много, что человек понимает: шанс того, что он потратит свои два часа на какую-то ерунду, очень велик. И моя задача, как режиссера, стремиться к тому, чтобы зритель, увидев на постере мое имя, знал: этот парень сделал максимум, чтобы этот фильм получился крутым. - Создавая свое кино, вы представляете себе своего зрителя, свою аудиторию? - Я смирился с тем, что есть люди, которым будут нравиться мои работы, а есть те, которым не будут, что бы я ни делал, как бы ни извивался. Поэтому мы с командой работаем для своего зрителя. Я понятия не имею, кто это, но это просто люди, которым нравятся те же фильмы, что и мне. Мне нравится хорошее кино, динамично развивающиеся истории. Я ненавижу скуку в кино. Во время учебы в Америке мне в голову вбивали, что фильмы - это большие учебники морали, но рассказанные так, чтобы люди при этом не уснули. Поэтому мне нравится смотреть истории, которые развивают и учат, но при этом я еще и хохочу. - Ваш новый фильм - Мир Вашему дому! – легкий, очень смешной и при этом поучительный. В нем сосуществуют разные национальности, которым, в конце концов, все-таки удается прийти к примирению. Как, по вашему мнению, будет воспринят украинским зрителем фильм о важности прощения? - Наш фильм о том, что люди не должны делиться так сильно. Я считаю, что глобально мы все на этой планете должны вместе, взявшись за руки, бороться с собственным эгоизмом. Это звучит идеалистично, но это правда: если пытаться сделать лучше не только свою жизнь, но и попытаться помочь кому-то, обществу станет легче жить. Если бы в один день вся страна вышла, и каждый начал делать свою работу хорошо, государство жило бы лучше. Были бы дороги крутые, у всех были бы фильмы красивые, дома без этих уродливых балконов. Мне кажется, что эгоизм порождает "Я", "Я такой", "Я весь такой умный". Но нужно переходить на "мы", тогда ты понимаешь, что ты на самом деле одна из 7 миллиардов четырехлапых обезьян, которая не понимает, зачем родилась на свет, что будет после смерти, что вообще происходит, где она живет в принципе. Человек должен прийти, осознать, принять, что он не знает ничего, не понимает ничего, и просто потихоньку бороться с той сволочью, которая у него внутри. Нужно побеждать в себе это. - Какой из персонажей фильма о Тевье наиболее ярко несет в себе этот посыл? - Абсолютно все. В этом и состоит прелесть драматургии Горина и Шолом-Алейхема, ведь этого очень тяжело добиться: когда у тебя все герои отображают тему фильма. Моей задачей было подобрать идеальных актеров под эту историю. Во время обучения мне постоянно говорили, что 90% режиссуры - это кастинг. В книге у Марка Анатольевича Захарова я прочел такую же фразу. Он писал: если у тебя плохо сыграл актер, подойди к зеркалу и плюйся, потому что это был твой выбор. Поэтому я понимал, какая это ответственность. И мы очень долго делали кастинг, проводили его везде, где только могли, искали соответствующих по характеру людей. К примеру, мы очень долго искали девочку на роль Хавы. Нам удалось найти Софию, эту прекрасную Джульетту, она нигде не снимается, учится на биолога. Она из хорошей семьи, у нее серьезные родители. Я очень долго ее искал. Когда София сделала эти пробы, я понял, что это попадание прямо в десяточку. Я убежден, что фильм - это инструмент. И лучше, конечно, знать, что ты хочешь сказать. Я точно знаю, что кино начинается со сценария. Зритель может не понимать этого, но кино - это огромный труд людей, не только актеров, и всего лишь техническое воплощение драматургической конструкции. Ведь это база всего. Повторюсь: кино - это большие учебники морали. И если проводить аналогии: строить дома без проектирования небезопасно, потому что он может рухнуть. Чаще всего так и случается, но, к сожалению, туда все равно селят жильцов, ведь деньги уже потрачены. Но режиссер, который так снимает, несет огромную ответственность. Не видел фильм Васяновича и не люблю обсуждать работы своих коллег. Но я убежден, что отказываясь от сценария, сам режиссер превращается в сценариста, который изначально все равно пишет. Он же не ставит камеру в поле и снимает. Режиссер все равно сначала думает, ездит, мыслит, общается со своим героем. Надеюсь, что картина Васяновича будет иметь успех на Оскаре. - Ваш фильм скоро выходит в прокат в Украине и будет открывать специальное фестивальное событие 47-ко МКФ Молодость. Есть какие-то планы показывать его за пределами страны? - У нас большие планы на интернет-дистрибуцию. Мы планируем перевести фильм на все возможные языки. У нас хорошие рейтинги, критикам и первым зрителям он нравится. Поэтому это дает надежду на то, что фильм будет иметь успех в прокате. |